Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 12.05.2024, 21:41
Приветствую Вас Гость

Deutsch- Es ist Prima

Меню сайта
Категории каталога
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Главная » Статьи » Мои статьи

Сопровождение и поддержка индивидуально-личностного развития каждого учащегося средствами ИКТ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» «…главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе». Цель разработки: создание учебно-методических и программно-технологических условий для построения индивидуальной траектории каждого учащегося, способствующих развитию самостоятельной индивидуальной познавательной учебной деятельности обучающихся. Ожидаемый результат: - овладение умениями выбирать целевые и смысловые установки для своих учебных действий; - овладение навыками познавательной рефлексии; - овладение потребностью в реализации своего индивидуально-личностного потенциала; - овладение способностью к индивидуальному саморазвитию. Сфера применения: урочная деятельность, самостоятельная домашняя подготовка. Описание технологии реализации: ученик получает в пользование электронный программный модуль – учебно-методический пакет для проведения занятий по иностранному языку. УМП - это систематизированный набор программ по всем аспектам и направлениям предметной деятельности, где реализуются принципы последовательности и систематичности, наглядности и прочности, доступности и посильности, активности и самостоятельности, максимально учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Используя навигацию УМП, обучающийся может мгновенно перейти от одного вида деятельности к другому. В опыте работы с электронными носителями используется специальные эффективные настройки и приемы использования компьютерной сети, позволяющие обучающемуся и учителю вести непосредственно друг с другом интерактивный диалог, не нарушая целостности хода урока и не отвлекая внимание всего класса. УМП имеет интерактивный комплексный пакет электронных ресурсов для изложения нового материала с разноуровневой базой средств мониторинга каждого этапа усвоения новых знаний. Для организации рефлексии УМП содержит необходимые ссылки на разноуровневые справочные материалы с ограниченным доступом, который может быть предоставлен учителем с использованием удаленного доступа. Разрабатываемый УМП для проведения занятий по иностранному языку позволяет обучающему и обучаемому самим моделировать урок, наполнять его необходимым содержанием и выстраивать индивидуальные траектории познавательной деятельности. Для построения системы обеспечения высокого качества организации образовательного процесса учащихся с разным уровнем усвоения учебного материала мною были определены проблемы и противоречия: - между жесткой организационной и временной структурой классно-урочной системы обучения с едиными целями, содержанием, фронтальными формами и необходимостью обеспечить индивидуальное развитие личности каждого обучающегося с его индивидуальным способом и темпом усвоения знаний, с уровнем его развития; - между авторитарными способами преподавания и необходимостью обеспечить субъективную основу обучения, как условие развития обучающихся; - между одинаковым минимальным объемом знаний, умений и навыков обучающихся, требуемым базовым уровнем учебной программы, и индивидуально-психологическим уровнем развития каждого школьника; - между необходимостью и технологичностью реализации дифференцированного и индивидуального подхода. Исходя из вышеперечисленных проблем, мною были определены следующие задачи, разрешение которых позволит выйти на качественно новый уровень преподавания предмета: - совершенствование содержания и использования ИКТ-обучения с целью индивидуализации учебного процесса; - совершенствование дифференцированного и индивидуального подхода к определенным группам и отдельным учащимся в классном коллективе для обеспечения доступности качественного образования; - формирование у учащихся мотивированных потребностей к учебной деятельности с учетом индивидуальных способностей; - расширение возможностей использования в образовательном процессе современных информационных технологий. Решение вышеперечисленных задач трудновыполнимо без эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных, для оптимизации урока, рациональной его организации, продуктивной индивидуальной деятельности, повышения интереса учащихся к предмету - методическая задача, над которой я работаю на протяжении многих лет. По мере решения тех или иных задач вектор, определяющий суть методической проблемы, претерпевал изменения: - создание и применение учебно-методического пакета (УМП) по иностранному языку с использованием ИКТ; - эффективные приемы использования локальной вычислительной сети (ЛВС) на уроках ИЯ; - развитие коммуникативно-речевой компетенции на уроках ИЯ с использованием ИКТ; - реализация деятельностной формы обучения на основе использования высокотехнологичного оборудования "Интерактивная доска»; - использование технологически адаптированной локальной компьютерной сети в функции лингафонного оборудования; приемы и методы, применяемые при его использовании; - Интрасайт и Интернет - сайт как информационно-методическая и программно-технологическая среда эффективной адаптации локальной вычислительной сети в функции лингафонного оборудования как необходимое условие реализации ИКТ в системе интенсивного обучения иностранным языкам и эффективный способ формирования ключевых и предметных компетенций. Эффективное использование информационно - коммуникационных технологий возможно лишь при обеспечении нескольких составляющих: - ресурсная; - программно-технологичекая; - учебно – методическая. Благодаря активному участию в разработке и реализации основных направлений Программы развития школы, учебный кабинет оснащен всем необходимым оборудованием: 10 компьютеров, объединенные в локальную сеть под управлением сервера учителя, подключенных к сети Интернет, проектор, интерактивная доска, интерактивный планшет, видеокамера, цифровой фотоаппарат в функции документ - камеры, сканер, микрофоны, наушники, звуковые колонки, 3 принтера, телевизор, Bluetooth для доступа к беспроводным устройствам, эргономичная мебель. Сканер и цифровой фотоаппарат используется в функции документ - камеры для оцифровки различных плакатов, таблиц, карточек на бумажных носителях, заданий из рабочих тетрадей к УМК, выполненных учащимися заданий в рабочих тетрадях. Оцифрованные изображения проецируются на интерактивную доску. С помощью маркеров выполняется комментированное заполнение вышеназванных документов или выполняется работа над ошибками уже выполненных работ учащихся. Видео-Webкамера позволяет визуализировать устные ответы учащихся. Записи лучших ответов используются в качестве образцов ответов в следующих классах. Это акцентирует внимание обучающихся, вызывает живой отклик, мотивирует к активной деятельности на уроке. Сохраненные на сервере видеозаписи могут быть просмотрены и подвергнуты анализу на предмет наличия или отсутствия ошибок. Видеоответы становятся составной частью электронного портфолио учащихся вместе с индивидуальными лингво – страноведческими проектами и другими документами и показателями, подтверждающими личностный рост обучающихся. Индивидуальные наушники и микрофоны служат для записи и воспроизведения иноязычной речи и видео различных мультимедийных приложений. За несколько лет целенаправленной работы мною создан авторский электронный программно-методический пакет, охватывающий все направления предметной деятельности на уроках иностранного языка: говорение, аудирование, чтение, письмо. ПМК состоит из нескольких структурированных по классам, темам и разделам блоков: лексика, грамматика, графика и орфография, письменная речь, произношение, диалогическая и монологическая речь, аудирование, страноведение, представленных в форматах: jpeg, tiff, doc, html, pdf, djvu, mtf, ppt, xls, mp3, Smart Notebook File, wmf и др. В нем я стремился реализовать принципы научности, системности, наглядности, доступности и посильности, активности и самостоятельности, учесть индивидуальные особенности своих учеников. По мере наполнения и ежедневного обновления ПМК учебными материалами и приложениями необходимо было решить проблему эффективного его использования обучающимися, не отнимая драгоценного времени урока. Было принято решение разместить материалы программно-методического комплекта на сервере учителя с предоставлением общего доступа без права изменения файлов по сети и управляемого ссылками со специально созданного интрасайта (html-приложения), расположив его на каждом компьютере сети. Была проделана колоссальная работа по структурированию электронных образовательных ресурсов, прописаны конкретные ссылки. И эффект был достигнут. Это приложение является начальным пунктом задач и помогает без труда и очень быстро получить доступ ко всем необходимым информационным ресурсам ПМК и всем информационным ресурсам сети. Достаточно «кликнуть» название класса или блока - и ты окажешься в одноименной директории, где находятся необходимые файлы и документы. Это значительно интенсифицирует учебный процесс, максимально облегчая доступ к электронным информационным ресурсам сервера учителя. Это очень удобно для осуществления индивидуальной, самостоятельной деятельности обучающихся с УМП. УМП имеет следующие блоки: · лексика: - позволяет ввести (увидеть, переписать, распечатать) лексику по изучаемой теме, дает возможность учащимся отработать ее произношение. На этапе изучения лексики учащиеся осуществляют самоконтроль усвоенных слов, используя технологию предварительного контроля. Перевод лексики компьютерная программа осуществляет с задержкой, что дает возможность ученикам перевести слово и спустя секунду проверить его правильность. Особенно активизирует непосредственное внимание фронтальная работа, когда учащиеся осуществляют эту деятельность по цепочке, друг за другом, демонстрируя степень усвоенности. На этапе обобщающего контроля компьютерная программа предлагает блок проверки рецептивного усвоения, в котором появляются слова уже в строго дозированном интервале времени без перевода, а учащиеся записывают перевод в контрольную тетрадь. Переход по ссылке на ключ к правильным ответам дает возможность осуществить проверку и взаимопроверку, обменявшись контрольными тетрадями друг с другом. Этот блок программ дает также возможность оперативно и индивидуально организовать повторение ранее изученной лексики. Озвученная лексика с переводом на иностранном языке рассылается через беспроводное устройство из комплекта оборудования кабинета на сотовые телефоны обучающихся. Использование различных приемов создания лексических приложений позволяет повторять активизированную на уроках лексику, сопоставлять звуковой и графический образ слова, пополнять репродуктивный и активный словарный запас. Это дает возможность опосредованно формировать лексический запас в свободное от учебы время, на прогулке, дома и т.д. Таким же образом учащиеся получают озвученные на немецком языке аутентичные тексты, вопросы к диалогу, стихи и песни на иностранном языке; · грамматика: - интерактивные презентации и интерактивные справочные материалы по разучиванию и контролю грамматических знаний знакомят с содержанием темы, а использование в программе различных мультимедийных возможностей, анимации позволяет сделать этот процесс более наглядным, алгоритмичным (последовательным). После предъявления материала программа предлагает упражнения для активизации содержания темы и первоначального контроля с целью индивидуализации дальнейшего процесса обучения и усвоения знаний. Это особенно стимулирует учащихся с низким уровнем организации памяти и внимания. Они стараются не отстать от учащихся, более успешно выполнивших предложенные компьютером задания, что реально создает ситуацию успеха; · тексты: - адаптированные к разделам школьной программы тексты из других источников повышенной трудности, сохраненные на локальном компьютере, сайты с порталов на немецком языке, электронные словари помогают эффективно снять лексические трудности, подготовить индивидуальную лексическую карточку, распечатав ее на имеющихся в кабинете принтерах; · диалоги: - банк обучающих немецкому языку видеофильмов и молодежных сериалов с субтитрами и с блоком контроля увиденного и услышанного (включение и выключение субтитров определяется индивидуальными особенностями обучающихся, а компьютерная сеть и индивидуальные наушники позволяют организовать индивидуальный просмотр, задав необходимый темп иноязычной речи, дают опору-образец для инсценирования различных ситуаций, позволяют выбрать учащемуся тот уровень предъявления материала, к которому он в данный момент готов); - банк видеозаписей (монологи и диалоги) ответов учащихся, с использованием WEB-камеры на уроках дает колоссальный импульс для подготовки (можно говорить практически о 100%- м качестве знаний при контроле таким методом); · аудирование: - позволяет прослушать учащимися различные тексты, посмотреть видеосюжеты на иностранном языке, выполнить задания к ним и осуществить контроль своей деятельности. Я использую как оцифрованные файлы из аудиокурса к учебникам немецкого языка, так и свои собственные, адаптированные к различному уровню овладения учащимися иностранным языком, звуковые файлы; · тестирование: - блок «Тестирование» представляет собой базу авторских тестов по всем направлениям учебной деятельности в формате xls, html и mtf с программой MyTest - редактором тестов. Их многообразие позволяет активизировать изучение темы всесторонне, дифференцированно, интерактивно. Тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Тестирование с помощью собственных разработок в формате xls, html происходит по наработанной системе. Учащиеся продвигаются по заданиям от простых к сложным самостоятельно, используя навигацию программы, осуществляя самоконтроль с помощью того же компьютера. При выполнении заданий учащимся выставляется оценка компьютером, после чего им предоставляется доступ к файлам помощи, причем содержанием этих файлов являются не правильные ответы, а грамматические комментарии к заданиям, изучив которые, учащиеся могут провести работу над ошибками в выполненном ранее задании. Это реально делает обучающегося субъектом образовательного процесса. Все файлы ключей к упражнениям и заданиям защищены паролями, известными только учителю. Поэтому в ходе самостоятельной работы учеников с УМП они не имеют возможности подсмотреть правильные ответы. Код доступа к таким файлам вводится мною с сервера по просьбе учащихся, выполнивших задание, с использованием программы удаленного доступа к компьютеру ученика Radmin. Для создания тестов привлекался ученический ресурс. Но создание тестов в указанных выше форматах - процедура трудоемкая, и ее освоение было доступно только продвинутым пользователям компьютера. Поиски нового решения привели меня к программе MyTest. Это система программ: редактор тестов и журнал результатов - для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко освоили ее. Программа имеет удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учащийся, даже владеющий компьютером на начальном уровне, легко составляет свои тесты для их последующего использования на уроках. Лицензионное соглашение позволяет использовать ее как в школе, так и на домашних компьютерах учащихся. Наличие компьютерной сети в кабинете немецкого языка позволяет организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель и ученик могут оценить или проанализировать их в любое удобное для него время. В настройках теста предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание, что эффективно реализует принцип доступности, индивидуальности обучения. Программа MyTest работает с семью типами заданий: а) одиночный выбор, б) множественный выбор, в) установление порядка следования, г) установление соответствия, д) ручной ввод числа, е) ручной ввод текста, ж) выбор места на изображении. Программа легко адаптируется под задания предметных компетенций. В связи с этим программа полностью эмулирует тестовые задания ЕГЭ. При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Сервисы программы позволяют испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. При включении обучающего режима учащийся получает информацию о своих ошибках и верных ответах. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого становится одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. Используя настройки программы, можно максимально учесть индивидуальные возможности учащихся. В блоке «Успеваемость» каждый обучающийся может найти многофакторные сведения о текущей успеваемости по предмету, результаты прохождения тестов, контрольных работ, просмотреть результаты текущей успеваемости на данный момент и в предыдущие временные отрезки в абсолютных значениях до сотых долей балла, а также относительные данные, отображаемые в виде графиков. Эти данные обновляются на каждом уроке и используются на уроках учащимися, чтобы определить текущий средний балл, проанализировать динамику успеваемости, сравнить свой уровень знаний относительно одноклассников. Для организации самостоятельной работы обучающихся в домашних условиях востребованные материалы УМП доступны на сайте http://injazopit.narod.ru по ссылке авторские ЭОР и в приложении Яндекс.Диск (сервис облачных технологий). Эффективное овладение иностранными языками было, есть и всегда будет актуальным и востребованным в современном мире. Если раньше функция учителя сводилась к тому, что он выступал как источник информации, то сегодня образовательные технологии ведут к развитию новой модели обучения, где учитель направляет и корректирует учебный процесс, оптимизирует использование образовательных ресурсов, руководит деятельностью обучаемых, направляет и корректирует ее, в результате чего сам ученик контролирует и оценивает результаты. Реализация ИК - технологий как совокупности приемов и методов, применяемых в процессе обучения, было бы трудновыполнимым без необходимых технологических решений. В связи с этим важным этапом и необходимым условием реализации всех возможностей установленного оборудования стала программно – технологическая адаптация локальной сети под управлением сервера в функции лингафонного оборудования для формирования коммуникативно-речевых компетенций в совокупности всех ее видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), являясь доступным и эффективным способом организации мотивированного общения обучающихся на уроках иностранного языка. Передо мной как перед учителем стоит множество задач по созданию мотивированной среды для ролевого взаимодействия: обмена информацией, организации совместных действий, позволяющих организовать качественное неформальное общение. В этих целях на всех компьютерах установлены, настроены и определенным образом адаптированы телекоммуникационные программы и приложения. Они дают возможность общаться в режиме текстового, голосового и видеочата с другими пользователями не только через Интернет, но и, что особенно важно, с использованием ресурсов локальной сети. Такими программами, используемыми нами, являются NetMeeting и Radmin, Skype. Настроив программу на использование в локальной сети, прописав данные пользователя и сетевое имя компьютера, осуществляется вызов собеседника. В зависимости от задач урока осуществляются различные виды коммуникативной деятельности: общение, переписка. Так запустив опцию «разговор», обучаемые обмениваются между собой и с преподавателем короткими письменными сообщениями. Для организации фронтальной работы учитель отправляет на компьютер всем собеседникам (обучающимся) одновременно или при необходимости отдельным учащимся индивидуально заранее подготовленные и размещенные на сервере задания и вопросы, руководствуясь задачами урока и индивидуальными особенностями обучающихся. При формировании навыков диалогической речи умения учащихся отрабатываются в беседе учитель – ученик, затем закрепляются в парной беседе ученик – ученик с использованием голосового чата. Контроль же осуществляется фронтально. Учащиеся запускают подготовленные учителем звуковые файлы, причем они самостоятельно могут задать темп опроса, останавливая проигрыватель. Это дает возможность гибко сочетать фронтальную и индивидуальную работу, дифференцируя задания по степени сложности и в зависимости от уровня подготовленности обучаемого. Звукозапись, которая сопровождает диалог, хранится на компьютере необходимое время и контролируется учителем. Учащиеся, запустив на прослушивание свою записанную речь, осуществляют самоконтроль, поиск допущенных ошибок и, если необходимо, их коррекцию. Такими же приемами осуществляется обучение связной монологической речи, аудированию. Отличительной особенностью телекоммуникационной программы NetMeeting является то, что пользователи сети могут получить изображение с монитора одного из компьютеров на свои дисплеи в режиме реального времени. Соединение может быть парным: учитель – класс при фронтальных видах деятельности, или ученик-ученик, или, что очень важно, учитель – ученик, так как не отвлекается внимание всего класса и ученик не комплексует, опасаясь допустить ошибку. Деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий с применением компьютера по представлению учебной информации заметно изменило приемы получения и сохранения знаний, позволило лучшему и более глубокому пониманию и усвоению учебного материала, являясь эффективным способом индивидуально-личностного сопровождения обучающегося.

Категория: Мои статьи | Добавил: deutsch (07.01.2014)
Просмотров: 1098 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0