Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 12.05.2024, 17:25
Приветствую Вас Гость

Deutsch- Es ist Prima

Меню сайта
Категории каталога
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Главная » Статьи » Мои статьи

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Владение необходимыми способами  взаимодействия с окружающим миром, технологиями устного и письменного общения, в том числе средствами электронной коммуникации и на иностранном языке, все больше и больше становится актуальным в современном мире. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать  в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Одной из важных задач, стоящих перед каждым учителем, - создание мотивированной среды для ролевого взаимодействия: обмена информацией, организации совместных действий, позволяющих организовать качественное неформальное общение. В условиях ограниченного количества учебного времени особую актуальность приобретает проблема интенсификации учебного процесса. Одна из задач учителя иностранного языка – перенести акцент с различного рода лексических, грамматических упражнений на активную речевую деятельность, используя рационально время урока, добиваясь его высокой плотности.

Компьютер – универсальное  средство хранения, обработки и передачи информации. Он успешно заменил в образовательном процессе многие традиционные технические средства. Таким же образом и компьютерная сеть в школе может быть адаптирована и активно использоваться в функции лингафонного оборудования для формирования коммуникативно-речевых компетенций в совокупности всех ее видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), являясь доступным и эффективным способом организации мотивированного общения обучающихся на уроках иностранного языка.

В этих целях в образовательном учреждении могут быть использованы определенные телекоммуникационные программы и приложения. На компьютерах нашей школы мы используем программу NetMeeting, которая  входит в состав операционной системы Windows. Сервисы данного приложения дают возможность общаться в режиме текстового, голосового и видеочата с другими пользователями не только через Интернет, но и, что особенно важно, с использованием ресурсов локальной сети.

Отличительной особенностью программы NetMeeting является то, что пользователи сети могут получить изображение с монитора одного из компьютеров на свои дисплеи в режиме реального времени. Соединение может быть парным: учитель – ученик, ученик-ученик; по группам; учитель – класс при фронтальных видах деятельности. Это дает возможность гибко сочетать фронтальную и индивидуальную работу, дифференцируя задания по степени сложности и в зависимости от уровня подготовленности обучаемого.

Настроив программу на использование в локальной сети, прописав данные  пользователя и сетевое имя компьютера, осуществляем вызов собеседника. В зависимости от задач урока можно осуществить следующие виды деятельности: получить доступ к рабочему столу любого компьютера в сети; общаться (говорить, переписываться) с другими пользователями; обмениваться с другими пользователями приложениями и документами; совместно использовать общие приложения; передать файлы другим пользователям посредством локальной сети и через Интернет.

Так запустив опцию «разговор», обучаемые обмениваются между собой и с преподавателем короткими письменными сообщениями. Для организации фронтальной работы учитель может отправлять на компьютер всем собеседникам (обучающимся) одновременно или при необходимости отдельным учащимся заранее подготовленные и размещенные на сервере задания и вопросы, руководствуясь задачами урока.

Очень важно, что содержание переписки можно сохранить на компьютере в выделенной для этих целей директории, как в формате HTML, так и в формате doc. Открыв этот файл с помощью приложения Word, можно провести проверку орфографических  умений и навыков, запустив проверку правописания языка – формируя орфографическую зоркость. При фронтальном анализе работ обучающихся над рукописными упражнениями используются сканер, Web-камера или цифровой фотоаппарат, подключенный к проектору в функции документ – камеры. Это позволяет мгновенно отобразить выполняемые учащимися задания в рабочих тетрадях и при необходимости их скорректировать силами самих же обучающихся, используя интерактивный планшет или возможности интерактивной доски.

Для отработки фонетически правильной речи широко используются наушники и микрофоны, мультимедийные энциклопедии с функцией распознавания речи индивидуально при разучивании и фронтально для контроля с сохранением результатов с помощью звукозаписывающего устройства компьютера. Сохраненные файлы доступны для контроля  благодаря специально созданному Интрасайту, который позволяет открыть ресурс любого компьютера одним щелчком мыши.

При работе с иноязычными текстами, в том числе в электронном виде, обучающимся рассылаются вопросы, на которые они могут дать односложный ответ, набрав на клавиатуре развернутый ответ в рабочих тетрадях или на компьютере с использованием команд «вырезать – вставить» с сохранением в виде текстового файла.

При формировании навыков диалогической речи умения учащихся отрабатываются в беседе учитель – ученик, затем закрепляются в парной беседе ученик – ученик с использованием голосового чата. Контроль же можно осуществить фронтально. Учащиеся запускают подготовленные учителем звуковые файлы, причем они самостоятельно могут задать темп опроса, останавливая проигрыватель. Звукозапись, которая сопровождает диалог, хранится на компьютере необходимое время и контролируется учителем. Таким же приемами осуществляется обучение аудированию.

Нередкими в нашей школе на уроках иностранного языка стали интерактивные диалоги—телемосты в формате видеоконференции между учащимися, которые находятся в разных классных комнатах.

Очень важно при организации общения, чтобы предмет речевого взаимодействия отвечал интересам учащихся. В этой связи нашей школой инициированы несколько проектов, некоторые из которых уже опробованы и показали ряд достоинств. Так на первой ступени их осуществления реализована потребность учащихся школы в неформальном общении со сверстниками из других школ. Посредством  программы  Hyper Terminal из стандартного комплекта операционной системы Windows по телефонной линии в пределах своего муниципального образования (не используя подключение к серверам Интернета) учащиеся обменивались информацией личностного плана (визитки, резюме, портфолио), находя не только точки соприкосновения личностных интересов, но и формируя их. С подключением к сети Интернет по федеральной программе постепенно расширяется география, формы и качество взаимодействия. Имеют место контакты старшеклассников со сверстниками из других школ под контролем учителя и при его непосредственном участии посредством электронной почты. На данный момент тестируется новый образовательный Амигочат, устанавливаются контакты, которые преследуют своей целью организовать интерактивное общение со сверстниками из других учебных заведений по заранее оговоренной тематике.

Благодаря наличию в школе Интернета стали доступны сайты школ немецкоговорящих стран, содержание которых используется на уроках в качестве дидактического материала. Для того чтобы этот процесс не был односторонним, благодаря усилиям нашего образовательного заведения в сети Интернет появился новый  телекоммуникационный ресурс — межшкольная Интернет-газета http://netmanmr.narod.ru  с версиями на трех иностранных языках. Здесь будут размещаться материалы проектной деятельности учащихся на изучаемом ими иностранном языке. Надеемся, что не только учащиеся российских школ, но и их сверстники из зарубежных стран  будут получать интересную и объективную информацию социального и культуроведческого характера на родном для них языке. Таким образом, будет реализовываться культурологический аспект обучения языку, очень значимый для воспитания личности современного человека, осознающей себя культурно-историческим субъектом и готовой к конструктивному участию в диалоге культур народов и стран.

Все вышеперечисленное позволяет максимально охватить деятельностью всех учеников на уроке, увеличив его плотность и, как следствие, эффективность. Это дает неоспоримый выигрыш в применении компьютеров по сравнению с традиционным лингафонным оборудованием, выводя процесс обучения на качественно новый технологический уровень. При творческом подходе, используя мультимедийные возможности компьютера и телекоммуникационные  сервисы, можно обеспечить достаточно большой спектр эффективных приемов и методов в формировании коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: deutsch (11.09.2009)
Просмотров: 3250 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0