Концепция модернизации Российского образования в основных направлениях развития современной школы определила, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, готовые к межкультурному взаимодействию.
Обеспечить знание на рабочем уровне, как минимум, одного иностранного языка является одним из положений основных направлений модернизации современной школы. В современной школе иностранный язык — общеобразовательный учебный предмет, обязательный для всех на протяжении всего курса школьного обучения, цели и объем которого определяются программой. Программа требует от всех школьников довольно высокого уровня владения и устной речью, и чтением, уровня, необходимого и достаточного, чтобы общаться на иностранном языке.
Эффективным способом решения стоящих перед учителем задач является внедрение инновационных технологий. «Современные педагогические технологии не всегда соответствуют классическому определению технологии, которая предлагает четкую постановку цели и обеспечение уверенного достижения предполагаемого результата. Именно поэтому приходится выделять из большого количества так называемых «педагогических технологий» истинные, которые позволяют реализовать эффективный процесс обучения. К истинным педагогическим технологиям следует отнести, прежде всего, информационные технологии» (Сафонцев С.А., по материалам научно-практической конференции «ИТО Ростов – 2006»).
Информационные технологии в образовании - одна из актуальных тем на сегодняшний день. Они являются не самоцелью в образовании, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, повышения его эффективности. Новейшие информационные, в том числе и информационно – коммуникационные технологии оптимально интегрируются в традиционную систему с учетом педагогической целесообразности и являются средой для эффективного и оптимального применения большинства других педагогических технологий в учебном процессе и одновременно являются катализатором его развития на более высоком технологическом и организационном уровнях, что позволяет существенно раскрыть творческий потенциал учителя, ученика и является эффективным способом формирования ключевых компетенций. ИКТ не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а опредмечивают и усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимися и компьютером, оптимизируя образовательный процесс. Информационно – коммуникационные технологии создают условия для повышения качества, доступности и гибкости образования, для организации вариативного и индивидуального образования, способствуют снижению перегрузок учащихся за счет более эффективной и оптимальной организации деятельности на уроке.
Работая над внедрением ИКТ, их адаптацией к условиям образовательной среды, учитель становится на путь постоянного саморазвития, что является обязательным условием его профессиональной компетенции.
С каждым годом растет число учителей, прошедших обучение и повышение квалификации в области ИКТ на базе РО ИПК и ПРО Intel «Обучения для будущего», Южно-Российского регионального центра информатизации РГУ, Ростовского регионального центра Федерации Интернет Образования. Преподаватели могут реализовать свои потребности в эффективной педагогической практике через обобщение и распространение педагогического опыта на постоянно действующей научно-практической конференции «ИТО – Ростов», в рамках фестиваля «Карьера, бизнес, финансы», на предметных курсах повышения квалификации в РО ИПК и ПРО.
Получив первоначальные знания, многие учителя активно работают в области ИКТ: создают свои собственные программные продукты; оттачивают свое педагогическое мастерство; наполняют педагогические технологии новым содержанием, методами и приемами. Это достаточно трудоемкий процесс и требует больших усилий. Эффективным продолжением деятельности в этой области мы видим в создании межшкольных творческих групп учителей-предметников. Это позволит за короткий срок наполнить образовательный процесс необходимым содержанием. Каждый из участников творческой группы, предоставив свои материалы и наработки в области ИКТ, получит в пользование коллективный продукт в виде систематизированного пакета цифровых образовательных ресурсов максимально адаптированных к действующим УМК, познакомится с методами и приемами их применения на уроке.
Задачи программы:
I. создание, апробация и внедрение в образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов (стратегическая задача);
II. формирование позитивных установок к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИТК) учителей иностранного языка;
III. повышение методического уровня педагогов, внедряющих ИКТ;
IV. совершенствование системы управления качеством знаний по преподаваемому предмету на основе эффективного использования ИКТ;
V. совершенствование технологичности образовательного процесса средствами ИКТ.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер, реализация которых позволит системно использовать ресурсы компьютера по всем аспектам и направлениям деятельности по преподаваемому предмету – иностранному языку
Приоритетные направления деятельности группы
1. создание электронного банка авторских учебно-методических материалов для бумажных носителей;
2. создание учебно – методического пакета цифровых образовательных ресурсов электронного сопровождения уроков к действующим УМК (описание модели проекта УМП:
· в журнале РО ИПК и ПРО «Практические советы учителю №4 2006 год;
· на сайте МОУ Александровской СОШ Морозовского района http://alexschule.narod.ru );
3. организация эффективной педагогической практики: через создание сайта для систематизации и сетевого доступа к учебно – методическим ресурсам с целью повышения уровня оперативности и доступности в получении педагогом личностно – значимой информации, помощи в решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью по внедрению ИКТ; через проведение мастер-классов, в том числе на курсах повышения квалификации на базе РО ИПК и ПРО; через участие в научно-практических конференциях «ИТО – Ростов», конкурсах электронных приложений к уроку различного уровня, публикациях в журнале РО ИПК и ПРО «Практические советы учителю»;
4. создание постоянно действующей площадки для апробации авторских цифровых медиапродуктов учителей-предметников, активно работающих в области ИКТ и цифровых образовательных ресурсов, разработанных в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования» http://schoolcollection.edu.ru
5. технологическая адаптация и использование школьной локальной компьютерной сети в функции лингафонного кабинета.
Циклограмма реализации основных направлений Программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Направление заявок и формирование группы через E-mail gawrlehrer@rambler.ru, научно-практическую конференцию ИТО – Ростов 2009 |
Сентябрь- октябрь 2009г. |
2. |
Подготовка материалов к конкурсу электронных приложений к уроку. |
Ноябрь2009 –апрель 2010г. |
3. |
Участие в конкурсе электронных приложений к уроку участников группы.
Заседание группы:
· формирование координационной группы;
· рассмотрение тематики и хода реализации программных мероприятий;
· выявление методических, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их реализации;
· построение плана деятельности, распределение заданий с учетом выбранной траектории.
· обмен электронными версиями наработанных материалов. |
май 2010г. |
4. |
Создание сайта творческой группы с предоставлением доступа к его администрированию всем участникам группы для размещения рабочих материалов учебно-методического характера. |
Май – июнь
2010г. |
5. |
Разработка учебно-методических материалов для УМП к действующим УМК. |
Май- октябрь
2010 |
6. |
Участие членов творческой группы в работе IX научно-практической конференции ИТО Ростов -2010.
Заседание творческой группы по реализации мероприятий, направленных на обмен, внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущем этапе. |
Октябрь
2007г. |
7. |
Обобщение и систематизация Банка предоставленных материалов на электронном носителе. |
Ноябрь
2010г. |
8. |
Тиражирование и распространение Банка учебно-методических материалов среди участников творческой группы. |
Декабрь
2010г. |
Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий, позволит создать единый информационный банк методических и учебных образовательных ресурсов из опыта работы с новыми информационными технологиями. Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, анализировать результаты деятельности всей творческой группы и каждого ее участника, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Выполнение Программы позволит расширить спектр применения информационных технологий, эффективное использование Internet для межшкольного ученического взаимодействия.
В результате реализации Программы участникам творческой группы, а впоследствии и всем желающим, будет предоставлен неограниченный доступ и использование в своей профессиональной деятельности наработок в области внедрения ИКТ в образовательный процесс, что положительно скажется на эффективности образовательного процесса, повышении его качества. Это сделает учителя более конкурентноспособным, позволит ему успешно конкурировать в рамках приоритетного национального проекта «Образование», может стать определяющим фактором в определении стратегии развития школы и создаст необходимые условия для реализации ею финансовых возможностей.
|